[ < Домашняя страница ]

3D-капец

В кино пришёл объём. Его ждали давно, и вот он, наконец, пришёл. Мы, зрители, радуемся тому, что любимое зрелище стало ещё более зрелищным. Индустрия радуется тому, что зрителя, которого с каждым годом всё труднее становится зазывать «на спецэффекты», теперь можно будет зазывать «на объём».

В общем, после триумфа «Аватара» в киноиндустрии случился долгожданный бум. Уже обычное, плоское кино снимать становится не модно. Множатся планы по переводу в объём уже выпущенных фильмов. Производители бытовой электроники спешно налаживают выпуск трёхмерных панелей. Инвесторы спешно скупают акции. Инженеры спешно готовят новые стандарты. Всем хорошо, но на этой прекрасной картине есть маленькое корявое пятнышко. Ерундовина, на которую все предпочитают не обращать внимания. Маленькое невинное обстоятельство, которое отравит на свалку истории всю эту милую затею.

Маленькое невинное обстоятельство заключается в том, что трёхмерное кино смотрят люди. И смотрят его глазами, оптическая система которых имеет ограниченную глубину резкости.

Система управления аккомодацией

Давайте вспомним схему человеческого глаза:
1 – роговица
2 – хрусталик
3 – сетчатка
4 – цилиарная мышца
5 – цинновые связки
(картинка взята с сайта НИИ глазных болезней РАМН http://www.niigb.ru/)

Когда нам нужно сфокусировать взгляд на чём-то далёком, цилиарная мышца растягивает хрусталик. Когда нам нужно сфокусироваться на чём-то близком, цилиарная мышца расслабляется. Когда хрусталик растянут неправильно (то есть неадекватно), мы получаем размытое изображение предмета, на который обращено наше внимание. Эта подстройка оптической силы глаза для получения чёткой проекции на сетчатке называется аккомодацией.

Кроме хрусталика и цилиарной мышцы в аккомодации принимают участие мозговые механизмы, управляющие работой всего этого хозяйства. Каким образом система управления аккомодацией узнаёт, какое натяжение хрусталика является оптимальным? В принципе, может быть задействованы три механизма (по убыванию значимости):

1. Автофокус, аналогичный тому, который применяется в фотоаппаратах. Принцип действия такой: «поиграть настройками» и найти то положение, которое обеспечивает наилучшую резкость.

2. Параллаксовый дальномер на основе бинокулярного зрения. Двумя глазами мы видим всё намного чётче, в том числе и потому, что более быстро и правильно оцениваем расстояние.

3. Информация из других источников, насколько далеко находится объект. В сложных условиях можно быстро навестись на резкость, дотронувшись рукой до рассматриваемого предмета.

Все три механизма работают имплицитно, то есть без участия сознания. Сознание всей этой тонкой машинерией эффективно управлять не может. Оно слишком для этого нерасторопно. Сознание выдаёт задание, куда смотреть, и снимает результат восприятия с перцептивной системы.

Сказка про то, как наши желания поссорились с нашими возможностями

Стереокино основано на том, что мы техническими средствами обманываем параллаксовый дальномер. То есть подаём на правый и на левый глаза немножко разные картинки. Хорошо, параллакс мы обманули. Но что у нас происходит с аккомодацией? Она-то должна остаться на плоскости экрана!

Вот тут и начинается игра в перетягивание хрусталика. Автофокус говорит, что объект находится в плоскости экрана. Параллакс говорит, что объект находится где-то далеко. Сознание верит параллаксу (оно, как и зрительный анализатор, находится в коре больших полушарий) и говорит, что объект далеко. Вегетативная система получает противоречивые указания и начинает сходить с ума. Заканчивается это тем, что система либо просто встаёт в ступор (дезориентация), либо начинает лихорадочно взбрыкивать (выход из штатного режима и, как следствие, переутомление). И то, и другое – нормальная реакция на диссонанс.

Ещё более интересная ситуация получается, когда на экране появляется размытое изображение. То есть постановщик применяет обычный художественный приём – привлечение внимания зрителя к объекту через ограничение глубины резкости. И это окончательно добивает систему управления аккомодацией. Вдумайтесь, каково её незавидное положение: автофокусу верить нельзя, потому что он не умеет работать с размытым изображением, а коре больших полушарий нельзя верить, потому что при просмотре стереофильма ей вообще нельзя верить (она целенаправленно обманута). Тупик. При попытке (чаще всего неосознанной) перевести взгляд на размытый фон, мы почти сразу получаем полную неработоспособность системы управления аккомодацией, за что практически сразу бываем наказаны.

В результате «взбрыкиваний» очень быстро устаёт цилиарная мышца (характерная резь в глазах, головная боль). Но хуже всего не это, а то, что разрушается многолетняя дружба между механизмами управления, которые до сей поры всегда только помогали друг другу. Я не знаю, чем это грозит, но очень хочется надеяться, что невропатологи это умеют лечить.

Как видим, для правильного восприятия картинки нужно отключить воздействие коры больших полушарий на механизм управления аккомодацией. Можем ли мы это сделать сознательно? Нет, не можем. Сознание не управляет такими тонкими имплицитными механизмами.

Стоит отметить, что описанная здесь проблема проявляется только в том случае, когда экран достаточно близко. Когда до рассматриваемого объекта (в нашем случае, до экрана) расстояние больше десяти-двадцати метров, правильное положение хрусталика практически идентично положению «бесконечность». Поэтому можно смотреть стереокино с последнего ряда кинотеатра, не опасаясь никаких проблем с аккомодацией. Если, конечно, буйная фантазия режиссёра не будет слишком сильно и достаточно надолго «вытаскивать» предметы из экрана.

Можно ли привыкнуть к просмотру стереокино с близкого расстояния (то есть научиться «по ситуации» отключать совместную работу двух систем управления аккомодацией)? Не знаю. Может быть, можно, а может быть, нельзя. Насколько я понимаю, этот вопрос вообще никто серьёзно не исследовал. И больше всего я сомневаюсь в том, что обретение такого «таланта» не потянет за собой какой-нибудь неприятный побочный эффект.

Чем более естественной становится искусственно созданная неестественная среда обитания человека, тем менее естественной для него становится его естественная среда обитания.

Ещё один источник диссонанса

Подвигайте головой немножко вправо-влево и вверх-вниз. Замечаете, как изменяется видимое положение одних предметов относительно других? Так вот, при просмотре стерео этого не будет. Не пытайтесь заглянуть за краешек "предмета", чтобы увидеть, что за ним. Не увидите. Сидите смирно и не крутите головой. Даже если в голову из экрана летит кирпич. Движения головы - ещё один источник диссонанса. Возможно, головокружение и тошнота, на которую жаловались зрители "Аватара", связаны именно с этим диссонансом - диссонансом между видимой картинкой и данными вестибулярного аппарата.

Эта проблема, конечно, ерунда по сравнению с разрушением системы управления аккомодацией. Ну укачает, ну стошнит... Ничего страшного. Поскольку дело происходит исключительно в коре больших полушарий, чрезвычайно гибком механизме, адаптируетесь довольно быстро и безо всяких негативных последствий.

Объём без последствий

Есть ли способ получить стереоизображение, не насилуя глаза и мозг зрителя? Да, такой способ есть, но от этого не легче. Голограмма даёт по-настоящему честное изображение. Но массового голографического кина не будет. В течение нашей жизни точно. А возможно, его не будет никогда. Сразу по нескольким причинам:

1. Голограмма не поддаётся оцифровке. При весьма скромной диагонали 15 дюймов мы легко получаем что-то вроде двух терапикселей.

2. Голографическую плёнку чрезвычайно трудно скопировать «аналоговым способом» без чудовищной потери качества.

3. Голограмма не масштабируется. То есть даже если получится снять голографический фильм для экрана диагональю 15 дюймов, его нельзя будет растянуть даже на 16 дюймов. Растянутая голограмма просто не сработает.

Вместо заключения

Напоследок дам несколько советов.

Зрителям, идущим в 3D-кинотеатр: берите билет на последний ряд. На первый ряд не садитесь ни в коем случае.

Продюсерам и режиссёрам: умерьте восторг по поводу 3D. Это ненадолго. И бросайте дурную привычку снимать кино «про спецэффекты». Снимайте про любовь, про честь, про доблесть, про справедливость. Это намного интереснее. И никакого 3D для таких фильмов не нужно.

Кинопрокатчикам: я, ваш клиент, хочу иметь возможность смотреть плоское кино.

Покупателям телевизоров: не берите трёхмерных панелей. Это очень неразумно – платить деньги за головную боль и трудноизлечимые функциональные расстройства.

Производителям телевизоров: не сворачивайте выпуск «обычных» панелей. Когда люди поймут, что 3D их не радует, у вас будет, что им продать.

Офтальмологам и невропатологам: будьте готовы к наплыву клиентов.

Инвесторам: воздержитесь от любых существенных вложений в объёмное кино.

К сожалению, капиталистический способ хозяйствования похож на зазеркалье – нужно очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте. Капитализм иногда ведёт себя как тот безмозглый хомячок – всё равно, в какую сторону бежать, лишь бы бежать.

Не исключено, что описанное здесь обстоятельство повергнет многих уважаемых товарищей в состояние фрустрации. И совершенно зря. С объективной реальностью, данной нам в ощущениях, нужно дружить.

P.S. Если бы мы были насекомыми, чьи фасетчатые глаза напрочь лишены механизма аккомодации (за ненадобностью), то со стереокино проблем не возникло бы никаких.

P.P.S. Если всё, написанное здесь, является параноидальным бредом и профанацией, я с удовольствием признаю свой дилетантизм, ознакомившись с результатами серьёзных исследований, подтверждающих безопасность 3D-технологий для зрения и механизмов восприятия. И пусть эти исследования будут проведены и подписаны специалистами с мировым именем. И пусть наш главный санитарный врач господин Онищенко даст зуб, что на результаты этих исследований не повлияли материально заинтересованные лица.


© Macляев Aлeкcaндp, 2010
mailto: maslyaew@yandex.ru
mailto: maslyaev@gmail.com

Основное обсуждение этого опуса - в ЖЖ: http://maslyaev.livejournal.com/952.html

Этот текст также опубликован в блоге на ITC.ua, за что выражаю отдельное спасибо администрации ITC.ua и лично Тарасу Олейнику, который меня нашёл и приютил.


Не забудьте попробовать на вкус статьи цикла «Кусочки паззла»:

Выпуск 1 - декабрь 2009 - Как найти «информацию»
Что такое информация? Какова её природа? Каковы её свойства? Существует ли она? И если существует, то как? Пытаюсь ответить на эти вопросы, не впадая в мистику.
Скачать FB2 (57 КБ)

Выпуск 2 - январь 2010 - Неожиданное обоснование математики
В статье делается попытка поиска антропологических основ возникновения и развития математического знания. Показано, что поиск оснований математики не изнутри неё, а извне потенциально может оказаться чрезвычайно полезным для радикального расширения как содержания, так и области применимости математического знания.

Выпуск 3 - апрель 2010 - Основы нечтологии
Нечтология – очень маленькая, но очень гордая наука. Изучает она свойства того, о чём мы не имеем ни малейшего представления. Несмотря на кажущуюся абсурдность этого занятия, оно, это занятие, вдруг оказывается на редкость полезным и плодотворным.

Выпуск 4 - ноябрь 2010 - Простое доказательство наличия самосознания у животных
...плюс немножко следствий из этого теперь уже факта.

Выпуск 5 - июнь 2011 - Выборы глазами инженера
Пытаемся применить кибернетику к «священной корове» демократически настроенной публики, и в результате выходим на очень странную величину, измеряемую в нанобитах в секунду.


[ < Домашняя страница ]

Новости в тему

Новости всего за один день – третье февраля 2010г.

«Трансформеры 3» тоже будут в 3D?

Голливуд охвачен настоящей трёхмерной лихорадкой. Warner в срочном порядке переводит «Битву Титанов» в 3D и собирается проделать тот же трюк с последними сериями «Гарри Поттера». Студия Paramount уговаривает Майкла Бэя сделать то же самое с третьим фильмом франшизы «Трансформеры».

Проблема в том, что для съёмок фильма в трёхмерном формате потребуется дополнительное время, которого может и не быть: дата премьеры «Трансформеров 3» уже назначена. Тем не менее, Майкл Бэй, Paramount и компания Industrial Light & Magic пытаются решить эту проблему посредством перевода двухмерной картинки в 3D. Таким образом, гигантские роботы приобретут необходимый объём, а студия успеет выпустить фильм вовремя. [...]

Мой комментарий: «Трансформеров» я и в плоском виде смотреть по телевизору не смог. Сильно раздражало непрекращающееся беспорядочное мельтешение картинки, удачно сочетающееся с абсолютной неинтересностью происходящего. А если это ещё и в 3D, то зрелище становится совсем «на любителя». Запасайтесь, друзья, бумажными пакетиками.

Samsung начинает массовое производство панелей для 3D-телевизоров

Компания Samsung Electronics стала первой компанией на рынке, которая запустила массовое производство панелей с поддержкой трехмерного изображения для LED- и LCD-телевизоров.

«С недавних пор 3D-дисплеи находятся в центре внимания отрасли, — отметил Вонки Чен, президент подразделения LCD-панелей Samsung Electronics. — Samsung Electronics намеревается стать лидером на мировом рынке 3D-панелей и первопроходцем в массовом производстве 3D-телевизоров на основе LED- и LCD-технологий». [...]

«Акадо» представила 3D-телевидение на CSTB-2010

В рамках 12-ой международной выставки CSTB-2010 компания «Акадо-Столица» продемонстрировала на своем стенде возможности 3D-телевидения. Как отмечают в компании, в последнее время среди российских зрителей наблюдается рост интереса к технологиям трехмерного изображения.

В «Акадо-Столица» не исключают, что в ближайшее время возможности 3D станут доступны для абонентов кабельных сетей не выходя из дома, при условии наличия 3D-телевизоров у абонентов и соответствующего контента у производителей.

Sony приступает к конвертации фильмов в 3D-формат

Корпорация Sony планирует приступить к продажам Blu-ray-дисков с фильмами, записанными в 3D-формате, в следующем финансовом году, который начнется 1 апреля 2010 г. По словам заместителя главы 3D-бизнеса Sony Джо Накаты (Joe Nakata), компании, специализирующиеся на конвертации видео, уже готовы к работе.

Летом 2010 г. Sony планирует приступить к продажам приблизительно 9 моделей ЖК-телевизоров Bravia и Blu-ray-плееров с поддержкой стереоэффекта. Также приблизительно в это время будет выпущена новая версия прошивки для PlayStation 3, которая добавит возможность воспроизведения 3D-контента.

В настоящее время японский производитель электроники ведет переговоры с телекомпаниями и разработчиками видеоигр о выпуске продуктов с поддержкой 3D. Соответствующие соглашения уже заключены с Discovery Communications и Imax. По итогам 2012-2013 финансового года компания Sony планирует заработать на продуктах с поддержкой 3D $11 млрд, не включая выручку с продажи контента.

Мои комментарии:
1. Игрушки в 3D с близкого расстояния – это, наверно, вообще вскипятит мозг. Играйтесь на здоровье, милые детки. Мы вас очень любим.
2. $11 млрд. … Пожалуй, меня всё-таки убьют.

Слухи о вреде 3D для здоровья сильно преувеличены

Заведующий лабораторией визуализации изображений ОАО «Научно-исследовательский кинофотоинститут», доктор технических наук Юрий Овечкис сообщил «ВЗГЛЯДу-Здоровье», что говорить о вреде 3D некорректно, при условии, если фильм снят с соблюдением всех технологических тонкостей. [...]

Мой комментарий: Какие такие слухи? Где слухи? Не было никаких слухов. Всё хорошо. Вокруг всеобщая благодать и соблюдение технологических тонкостей.


Ещё немножко новостей

11.02.2010. Первые 3D Blu-ray-плееры и домашние кинотеатры от Sony

Компания Sony продолжает расширять перечень продуктов, обладающих поддержкой стереоскопического изображения. В дополнение к ранее анонсированным ЖК-телевизорам Bravia компания официально представила первые два Blu-ray-плеера с этой функцией – Sony BDP-S470 и BDP-S570. Как и телевизоры, они выполнены в концепции Monolithic Design. Оба устройства поддерживают воспроизведение Full HD-видео, записанного в 3D-формате. Возможность воспроизведения 3D-видео в BDP-S570, когда плеер поступит в продажу, … полный текст

Источник: CNews


Доп. ссылки по теме

Продукт NVIDIA GeForce 3D Vision

Такой вот рекламный текст: Модернизируйте свой ПК, подарив себе захватывающие стереоскопические 3D ощущения с NVIDIA® 3D Vision™. С помощью высокотехнологичных беспроводных очков и передового программного обеспечения 3D Vision автоматически превращает тысячи игр в полноценное стерео 3D. Только наденьте эти элегантные очки и соедините их с графическим процессором NVIDIA® GeForce® и "NVIDIA 3D Vision-Ready" монитором, и персонажи и окружения буквально оживут на экране. Кроме того вы можете смотреть трехмерные фильмы и цифровые фотографии в кристально чистом качестве. Подарите своим глазам новые впечатления с 3D Vision.

Мой комментарий: Убей себя, хардкорный геймер! Начни прямо сейчас!


Спустя полтора года (02.08.2011)...

http://cnews.ru/

Трехмерное кино портит зрение. Результаты исследования

Исследователи университета Калифорнии в Беркли получили экспериментальные данные, подтверждающие их предположение, согласно которому просмотр фильмов в режиме 3D наносит вред зрению. Для рассматривания трехмерных объектов в реальной жизни глаза должны выполнить две задачи. Сначала происходит вергенция – вращательное движение глаз, обеспечивающее попадание изображения в центр обеих сетчаток. Следующий этап – аккомодация – заключается в изменении кривизны хрусталиков, позволяющей глазу сфокусиров… полный текст

Источник: CNews

Сайт создан в системе uCoz